ЭВОЛЮЦИЯ: На Blancpain переосмыслили два базовых мануфактурных механизма.

Год 2006 стал знаковым для Blancpain. Собравшимся представителям СМИ, ритейлерам и избранным поклонникам марки Blancpain президент компании Марк А.Хайек представил новый механизм, первый из разработанных под его руководством. Оснащенный тремя пружинными барабанами, титановым балансовым колесом с регулировкой инерции при помощи золотых винтов, с укрупненными камнями и восьмидневным запасом хода, он получил обозначение 13R0. Этот новый калибр вывел Blancpain на путь инновационной модернизации механизмов. Названное впоследствии «Парадом новых механизмов», последующее десятилетие увидело рождение еще не менее 35 инновационных калибров.

Наряду с этими амбициозными усилиями Blancpain обратилась и к пересмотру двух существующих калибров, которые были намечены для использования в будущем. Это калибр 953 для женских часов и калибр 1150 для мужских и женских моделей. Те же честолюбивые устремления, которые двигали специалистами Blancpain при создании серии калибров нового поколения, установивших новые конструктивные стандарты, определили работу и над этими двумя обновлениями.

Blancpain Evolution

Калибр 953 диаметром 21 мм, бывший одним из базовых в женской коллекции Blancpain на протяжении многих лет, подвергся многомерной модернизации. В результате едва ли не большинство элементов конструкции было пересмотрено, вследствие чего было принято решение переименовать его – сейчас он классифицируется как калибр 913. Это говорит о том, что калибр 913, сохранив свой размер, рассматривается в качестве прямой замены своего предшественника, калибра 953, и претендует на то, чтобы быть использованным в тех же часах, в которых тот устанавливался ранее.

Обновления не могут быть более фундаментальными, чем те, которые касаются компонентов, отвечающих непосредственно отсчет времени: спирали, колеса баланса регулировочной системы. Наряду со всеми новыми механизмами, разработанным и принятыми к использованию за последние десять лет, калибр 913 имеет свободно колеблющийся баланс с регулировкой инерции посредством золотых винтов. Это изменение обеспечило ряд преимуществ. Рассмотрим несколько базовых моментов для понимании эволюции конструкции механизма.

Blancpain Evolution

Основными компонентами калибра механических часов, отвечающими за измерение времени, являются балансовое колесо очень маленькая витая пружина, установленная на нем и называемая спиралью. С каждым «тиком» часов балансовое колесо получает импульс, который заставляет его колебаться. Это движение регулируется тонкой спиралью, которая после поворота колеса баланса на определенное количество градусов, как правило, около 280, вынуждает его изменить направление и двигаться в обратную сторону. Свойства спирали и то, как она крепится, имеют решающее значение при определении того, как балансовое колесо будет совершать свои возвратно-поступательные колебания. Период колебания, или частота «качаний», балансового колеса определяет точность хода часов.

В новом калибре 913 спираль свободно колеблющегося баланса прочно закреплена с обеих концов.Альтернативой является спираль, наружный виток которой опосредствованно привязан к raquette, называемый градусником и представляющий собой небольшой подвижный рычаг. Он снабжен двумя миниатюрными штифтами, расположенными по одному с каждой стороны спирали. По мере перемещения градусника меняется положение штифтов, что, в свою очередь, изменяет эффективную длину спирали и, следовательно,влияет на ход часов. Для настройки их точного хода мастер прилагает деликатное давление к градуснику, чтобы переместить его с целью либо сократить, либо увеличить эффективную длину спирали. Как можно понять из этого описания, существует определенная степень риска, что в случае удара часов градусник может сдвинуться и, таким образом, повлиять на их ход. Свободно колеблющийся узел баланса в калибре 913 не только более ударостойкий, так как не снабжен raquette, но имеет также то преимущество, что фиксированное положение наружного конца спирали удерживает его более надежно, обеспечивая сохранение формы, максимально приближенной к требуемой, формы центрированного круга.

Для регулировки точности хода часов вместо перемещения градусника и изменения эффективной длины спирали часовой мастер использует четыре золотых регулировочных винта, установленных на балансовом колесе.Закручивание или выкручивание этих винтов приводит к изменению инерционного момента колеса, от которого и зависит ход часов. Проведем аналогию с вращением фигуриста. Мы все видели, как фигуристы олимпийцы начинают вращение с руками,разведенными в стороны. По мере того, как они все плотнее прижимают руки к себе,уменьшая инерцию, их вращение ускоряется.Тот же физический закон действует и в случае с золотыми регулировочными винтами.

Для увеличения скорости хода часов винты следует закрутить, если же их выкрутить на определенное количество оборотов – ход замедлиться. А так как положение спирали определяется винтами, остающимися неподвижными в случае удара или сотрясения, ударопрочность такого узла намного выше, чем градусника.

Blancpain Evolution

Компания Blancpain была в авангарде сторонников использования кремния в качестве материала спирали баланса, и теперь в ее новых механизмах кремний — жизненно важный элемент. Наряду с другими мануфактурными механизмами и в соответствии с тем, что было принято как технологическая практика Blancpain, калибр 913 оснащен кремниевой спиралью. В течение многих десятилетий металлический сплав Nivarox считался в часовой отрасли стандартным материалом для изготовления спиралей.

На момент своего внедрения Nivarox олицетворял собой огромный технологический прорыв, кардинальным образом революционизировавший часовое производство. Но это было в прошлом. Кремниевая спираль также стала огромным шагом вперед, возможно, в гораздо большей степени революционным, чем было появление ее предшественниц, спиралей из сплава NivaroxУ кремниевых спиралей много преимуществ по сравнению со стандартными спиралями из Nivarox.

Во-первых, кремниевые спирали немагнитные. Это отличает их от предыдущего поколения металлических спиралей. В прошлом, если спираль были подвергнута воздействию достаточно сильного магнитного поля, существовал риск того, что ее тонкие витки могли намагнититься. Когда такое происходит, прилегающие к спирали компоненты механизма могут начать либо притягиваться, либо отталкиваться друг от друга, тем самым изменяя свойства спирали и, следовательно, точность хода часов. Кремний этому риску не подвержен.

Во-вторых, кремниевым спиралям может быть придана идеальная форма. Многие знатоки часов пришли к пониманию того, что одним из преимуществ кремния является и возможность изготавливать спирали с более жесткими допусками по сравнению с традиционными металлическими спиралями. Это, конечно, верно, но, как говорится, лишь половина истории. Не менее важно и то, что более жесткие допуски позволяют придавать спирали форму и профиль, скорректированные по всей ее длине. Задумайтесь на минуту о процессе изготовления металлической спирали. Нити металлического сплава вытягиваются методом волочения до тех пор, пока они не достигнут очень малого диаметра. После этого они сдавливаются до получения тонкого прямоугольного профиля, который затем скручивают в спираль. В традиционной технологии не предусмотрена практическая возможность придания спирали различных параметров на разных участках длины.

Кремниевую спираль изготавливают из цельной пластины методом «вытравливания». Так как количество удаляемого материала определяется техническими требованиями, заданными конструкторами механизма, толщина спирали может варьироваться по длине и /или может изменяться расстояние между витками. С помощью компьютеров дизайнеры механизмов на мануфактуре Blancpain, называемые в просторечии просто конструкторами, могут теперь рассчитать, как оптимизированный профиль спирали повлияет на работу механизма, что невозможно было сделать при использовании прежних металлических спиралей.

Blancpain Evolution

Более того, стало возможным не только идеализировать параметры формы и профиля спирали, но и усовершенствовать способ ее крепления к оси баланса. В прошлом спираль крепилась к оси балансового колеса с помощью колодки. Такой способ крепления неизбежно приводил к тому, что первый виток спирали оказывался смещенным на определенное расстояние от центра. Кремниевые спирали Blancpain формируются с помощью запатентованного трехгранного приспособления, обеспечивающего более плотное прилегание самого глубокого, внутреннего витка. Это очень важный момент в аспекте того, каким образом спираль будет расширяться и сжиматься при колебательном движении колеса баланса взадвперед. В идеале часовщики стараются добиться того, чтобы спираль расширялась и сжималась равномерно в ритме, который часто называют очень романтически «дыханием», поскольку такое ее пульсирующее движение действительно напоминает раздувание и сжатие легких при дыхании, и центрировалась как можно ближе к оси вращения баланса. И запатентованное Blancpain приспособление позволяет максимально приблизиться к этому идеалу.

Одним из факторов, обязательно принимаемых во внимание часовыми мастерами и конструкторами, является изохронность. Изохронность характеризует поведение часов по мере ослабления усилия пружинного барабана. Когда часы полностью заведены, усилие, поступающее от барабана к балансовому колесу, больше, чем когда пружина барабана почти полностью распущена. Реакция балансового колеса, снабженного кремниевой спиралью, в меньшей степени зависит от уменьшения усилия, чем при использовании традиционной спирали из Nivarox. Это означает, что точность хода часов будет, в свою очередь, в меньшей степени зависеть от степени распускания пружины, т.е. изохронность будет выше, чем в бытность металлических спиралей.

Вес является еще одним свойством кремния, дающим преимущество. В идеальном случае спираль баланса идеально отцентрирована на своей оси и «дышит» с идеальной концентричностью, постоянно удерживая свой центр тяжести на оси вращения. К сожалению, достигнуть этого в реальности невозможно. Центр тяжести спирали всегда будет до некоторой степени смещен от ее центральной оси. Это смещение провоцирует нарушение точности хода, когда часы находятся в вертикальном положении, поскольку вес спирали может либо увеличить, либо уменьшить амплитуду колебания балансового колеса под воздействием силы тяжести.

Blancpain Evolution

Конструкторы механизмов называют это «эффектом Гроссмана». Поскольку кремниевая спираль весит существенно меньше, чем использовавшиеся ранее металлические спирали, этот гравитационный эффект уменьшается. Что это значит для владельца часов? Меньшее отклонение точности хода при изменении положения часов. Существует еще одно преимущество, связанное с переходом на кремниевые спирали.

Nivarox — великолепный материал, который в свое время стал революционным. Тем не менее, его свойства могут изменяться со временем. Кремний же является более стабильным в течение долгого времени, или, иными словами, он не подвержен старению.
Помимо спирали кремний стал повсеместно использоваться для изготовления компонентов регулировочных узлов и др. Анкерная вилка, которая является элементом классической швейцарской конструкции анкерного спускового механизма, оснащена кремниевыми опорами и рожками (раздвоенным хвостиком, который собственно и передает импульс на балансовое колесо). В основе этих улучшений лежат меньшее трение и более высокая износостойкость.

Калибр 913 был значительно улучшен по сравнению с калибром 953 того же размера и за счет новой конструкции заводной системы. В калибре 953 заводная система была построена в виде модуля, состоящего из тяжелого ротора автоподзавода из золота, колесной системы, соединенной с ним, и моста, несущего эти компоненты. В калибре 913 конструкторы Blancpain интегрировали заводную систему непосредственно в механизм, расположив ее на отдельном мосту.

Но усовершенствование на этом не закончилось. Ротор автоподзавода из золота 18К теперь оснащен керамическими шарикоподшипниками. Они не только обладают более высокой износостойкостью, но и требуют гораздо меньше смазки по сравнению со стандартными стальными подшипниками.

Кроме того, был изменен и профиль зубьев колес передаточной системы. Теперь зубья имеют форму, называемую «Пелтон» . В таком профиле зуба есть большой смысл, поскольку он обеспечивает эффективный однонаправленный завод. Когда ротор вращается в одном направлении, зубья Пелтон позволяют храповику барабана поворачиваться, за счет чего вращается вал барабана заводной пружины, но в то же время блокируется проворот храповика в противоположном направлении, которое могло бы вызвать нежелательное раскручивание пружины.

Одним из главных механизмов в портфолио Blancpain является калибр 1150. Когда он дебютировал в 1992 году (в коллекции Blancpain 2000), то был не только одним из самых высокоэффективных в часовой индустрии, но и трендсеттером – заложенная им тенденция актуальна и сегодня. Калибр 1150 был оснащен двумя пружинными барабанами, которые вывели его на вершину рейтинга с точки зрения запаса хода, ибо он обеспечивал автономию хода до 100 часов. И это в то время, когда нормой запаса хода для часов с автоподзаводом считалось 40-48 часов. С того времени многие часовые компании продолжают искать решение задачи по увеличению запаса энергии механизма. Но и тогда, и сегодня калибр 1150 со своей мультибарабанной конструкцией остается лидером. Он широко используется на мануфактуре как в мужских, так и в женских часах и служит «мотором», иными словами, является базовым для многих собственных механизмов с усложнениями, в том числе для ультрасложной модели Villeret Équation du Temps Marchante (с функцией уравнения времени).

Blancpain Evolution

За годы, прошедшие с момента его дебюта, Blancpain внесла в этот ставший классическим калибр многочисленные усовершенствования в 1996, 2001, 2009, 2013 и 2014 гг. По сути, помимо базы, все ключевые компоненты были подвергнуты модификации и обновлению . Если бы они делались одновременно, тогда, конечно, название калибра пришлось бы изменить, как это было в случае с трансформацией калибра 953 в сегодняшний 913. Но так как новшества вносились поступательно и в течение долгого времени, название решили не изменять и оставили 1150.

Рассмотрим перечень усовершенствований калибра 1150. Как и в калибре 913, был изменен регулировочный принцип балансового колеса градусник был заменен на регулировочные винты. Спираль теперь изготавливается из кремния со всеми его преимуществами. Анкерная вилка тоже обзавелась кремниевыми рожками. Переходим на другой конец силовой передачи. Теперь два заводных барабана заключают в себе пружину, изготовленную из специального запатентованного сплава. Его использование помогает обеспечить не только длительный запас хода, но и более позднее уменьшение крутящего момента, передаваемого барабаном, при роспуске пружины, чем при применении традиционной пружины.

На участке между барабаном и балансовым колесом тоже произошли изменения. На мануфактуре заменили материал, используемый для колес зубчатой ​​ передачи. В русле тенденций в часовой отрасли, бытовавших в то время, когда калибр 1150 дебютировал в 1992 году, зубчатые колеса изготавливались из латуни. Blancpain была в первых рядах тех, кто начал использовать медно-бериллиевый сплав для этой цели. Более дорогой, этот сплав тверже, чем традиционная латунь, и обладает превосходной износостойкостью. Обновленный калибр 1150 оснащен медно-бериллиевыми колесами, которые, в дополнение к изменению материала изменили и форму – теперь они имеют фирменную конструкцию à jante, т.е. обода, благодаря которой повышается жесткость.

Знатоки и ценители часов калибры со всеми этими усовершенствованиями могут засчитать как совершенно новые, и добавить их к, в общей сложности, 35 новым калибрам, разработанным на мануфактуре в течение десяти лет после появления в 2006 г. калибра 13R0 . Действительно, преобладание содержания над формой приводит нас к такому же выводу, даже если официальный метод «подсчёта» Blancpain пока не позволяет за считать изменения как новинку.

По материалам «Lettres de Brassus» #17.

Автор: Джеффри Кингстон.

Перевод: Журавлева И.

Translate »