Blancpain Ladybird: от Вильре до Монро

«Если вы хотите что-то обговорить — идите к мужчине,
если хотите что-то реально сделать — идите к женщине».
Маргарет Тэтчер

Мастер емких и содержательных фраз, Маргарет Тэтчер права наполовину, если речь идет о знаковых женских часах Blancpain Ladybird, ибо они вобрали в себя видение и таланты обоих — как мужчины, так и женщины, Жан-Жака Фихтера и его тети, Бетти Фихтер, чтобы направить Blancpain по пути создания этой канонической модели. Карьера Фихтеров в Blancpain продолжалась в сумме шестьдесят пять лет, долгое время из которых они вместе возглавляли компанию. Именно в период их правления Blancpain преуспела в производстве женских часов в своих исторических мастерских в Вильре, увенчавшемся триумфом концепции знаменитой модели Ladybird в 1956 г. Эти, ставшие иконой, женские часы вскоре достигли такой славы и известности, что на модель из платины, щедро украшенной бриллиантами (главный лот на голливудском аукционе) пал выбор легендарной американской актрисы Мэрилин Монро.

В 1915 году в возрасте 16 лет Бетти Фихтер пришла на Blancpain в качестве ученицы. Не имевшая никакого опыта, она не могла и представить себе, куда приведет ее это решение. Бетти суждено было проработать на Blancpain в качестве штатного сотрудника в течение сорока пяти лет, а затем еще десять лет — доверенным советником. В целом, ее карьера в компании продолжалась более полувека. Когда она только начала работать, компанией владела семья Бланпа в седьмом поколении во главе с Фредериком-Эмилем, потомком основателя Жан-Жака Бланпа, который в 1735 г. в архивах деревушки Вильре был записан как часовщик. Карьера Бетти Фихтер на Blancpain непрерывно шла в гору, и вскоре она возглавила отдел производственно-технического и коммерческого развития. Уверенность Фредерика Эмиля Бланпа в ней была такова, что он решился переехать из семейного дома в Вильре в Лозанну. Свидетельством его увлечения новыми технологиями и прогрессивного подхода к управлению бизнесом стало использование диктофона — по тем временам замечательного новаторского изобретения. Он начал диктовать свои распоряжения на машину с восковыми валиками и отправлять их почтой, будучи полностью уверенным в том, что Бетти Фихтер выполнит их все безукоризненно.

Фредерик-Эмиль Бланпа скоропостижно скончался в 1932 г. С его уходом закончилась эпоха семейного владения компанией, так как у него не было наследников мужского пола, а дочь не захотела продолжать дело. Были, однако, умелые руки, готовые принять бразды правления, — руки Бетти Фихтер, которая вместе с коллегой, директором по продажам Андре Леалем объединили все свои сбережения и купили компанию в 1933 году, переименовав ее в Rayville-Blancpain, где Rayville — фонетическая анаграмма Villeret. Из-за причудливости швейцарского законодательства изменение названия считалось обязательным. Поскольку ни один из членов семьи Бланпа больше не был связан с этим бизнесом, новые владельцы должны были изменить официальное название компании. (Эта же законодательная эквилибристика со временем заставила одну известную женевскую фирму принять весьма эксцентричное решение по поиску и найму человека с «правильной фамилией», чтобы продлить жизнь дефисному названию своей марки).

Существует трогательное письмо, написанное Нэлли, дочерью Фредерика-Эмиля, и посвященное передаче Бетти Фихтер компании Blancpain после 200 лет семейного владения.

«Дорогая Бетти, Вы можете себе представить, с какой мучительной болью в сердце я осознаю завершение периода, который наполнен воспоминаниями о детстве и юности. Конец эпохи Вильре вызывает во мне глубокую грусть, но я могу заверить Вас в том, что единственное решение, которое облегчает мою печаль, это решение передать мануфактуру в Ваши руки и руки г-на Леаля. Благодаря этому я могу быть уверена в том, что традиции нашего бесценного прошлого будут жить и всячески почитаться. Вы были для моего отца необыкновенным и дорогим соратником. Позвольте мне еще раз поблагодарить Вас за Вашу огромную, неизбывную доброту, которую я всегда буду хранить в своем сердце. Всего наилучшего, Нэлли» Первые годы были непростыми для Бетти Фихтер. Великая Депрессия нанесла удар по единству швейцарской часовой промышленности, в результате чего повсеместно то и дело случались банкротства, порождавшие массовую безработицу. Blancpain принимает решение искать спасение на американском рынке, который к середине 1930-х годов был в намного лучшем состоянии, чем европейский. Мадам Фихтер обнаружила незанятую нишу, и Blancpain начала поставлять механизмы в США. Со временем компания стала основным поставщиком для таких фирм, как Gruen, Elgin и Hamilton.

Еще одним ударом по предприятию стал уход из жизни накануне Второй мировой войны совладельца Blancpain и партнера г-жи Фихтер — Андре Леаля. Таким образом Бетти Фихтер оказалась в уникальном, можно сказать, первопроходческом положении в отрасли. Она стала первойв мире женщиной — президентом и владельцем престижной часовой компании, насчитывающей от 200 до 300 сотрудников. Бетти единолично управляла ею в должности президента до 1950 года и стала легендой швейцарской часовой индустрии.

Одной из специализаций производства, заложенных наставником Бетти, Фредериком-Эмилем Бланпа, было изготовление небольших механизмов, предназначенных для женских часов. Незадолго до начала Первой мировой войны на Blancpain были разработаны калибры овальной и багетной формы, оба из которых оказались чрезвычайно популярными. Бетти Фихтер расширила эту сферу и сделала ее преуспевающей. Она ухватилась за возможность стать поставщиком механизмов, продаваемых в небольшом внутреннем корпусе. Это было сделано в ответ на введение карательных тарифов на полностью укомплектованные часы. Механизмы, заключенные во внутренний корпус, называемый calotte ( букв. с фр. колпак, кожух), отправлялись на рынки многих стран, но США были главным импортером. Уже в Америке механизмы устанавливались в корпуса из драгоценных металлов, в большинстве случаев, украшенные драгоценными камнями.

Достижения Бетти на посту президента Blancpain сформировали платформу для того, что последовало после прихода в компанию Жан-Жака Фихтера, ее племянника.
Жан-Жак, имевший степень в области истории и намеревавшийся завершить работу над докторской диссертацией, пришел в компанию своей тети, не имея представления о часовом деле. Впрочем, нельзя сказать, что его семья была совсем уж далека от часового бизнеса — дед Жан-Жака работал часовым мастером на Blancpain до 1939 г. Карьера и рост квалификации племянника стал приоритетом для Бетти, и она составила годовую программу его обучения на Blancpain в области финансов, маркетинга и продукции. Когда Жан-Жак завершил обучение, Бетти возложила на него ответственность за разработку новых продуктов и повседневную деятельность на мануфактуре.

По завершении года обучения Жан-Жак присоединился к Бетти и в правлении Blancpain, которое состояло теперь из них двоих. Они совместно руководили компанией до 1961 г., когда Blancpain влилась в SSIH, в которую уже входили такие известные швейцарские марки, как Omega и Lemania. На протяжении всего этого времени Жан-Жак и Бетти тесно сотрудничали и часто путешествовал вместе для встречи с клиентами. И Бетти, и ЖанЖак входили в расширенное правление SSIH до 1970 г., когда Бетти окончательно ушла на пенсию.

В период, когда Blancpain управляли Фихтеры, были СОЗДАНЫ ДВЕ ЧАСОВЫЕ ИКОНЫ: Ladybird и Fifty Fathoms.

В первые годы совместного владения и управления компанией двумя представителями семьи Фихтер были созданы две модели, которые не только стали знаковыми, но и по сей день остаются столпами коллекции Blancpain: дайверские часы Fifty Fathoms и предмет этой статьи – женские часы Ladybird.

При создания Ladybird Фихтеры смогли опереться на то, что уже было хорошо налажено на Blancpain – выпуск механизмов для женских часов. Амбиции зашкаливали! С самого начала проекта Фихтеры были полны решимости создать часы-веху. Жан-Жак был в прекрасных, дружеских отношениях с главой другого часового дома, расположенного
в Валле-де-Жу, который успешно дебютировал с миниатюрными женскими часами-багетом. Целью Фихтера было превзойти работу своего друга в двух важных аспектах: во-первых, сделать часы меньше по размеру и круглой формы и, во-вторых, надежными, что было жизненно важно, поскольку часы-багеты из Валле-де-Жу характеризовались чрезвычайной хрупкостью и, даже не будучи чрезмерно критикуемыми, склонными к поломке вследствие такого простого акта, как поворот заводной головки в неправильном направлении.

И то, и другое Фихтерам удалось блестяще. Само понятие «активное участие» в реализации проекта подходило им как нельзя лучше — и Бетти, и Жан-Жак жили в Вильре. Вспомните о том, что это была деревня, в которой основатель Blancpain — Жан-Жак Бланпа — в 1735 г. открыл мастерскую на верхнем этаже своего дома, построенного в 1636 г. К началу 1950-х Blancpain принадлежало уже три отдельных строения в Вильре: дом/мастерская Жан-Жака, еще одно — реконструированное в 1863 г. после сильного пожара и названное La Maison, и еще одно. La Maison, или просто Дом, был разделен на две части; Бетти жила в одной половине, а Жан-Жак — в другой.

Символично, что La Maison связывает разные эпохи в истории Blancpain. В нем жил Жюль-Эмиль Бланпа, отец Фредерика-Эмиля, сам Фредерик-Эмиль и, наконец, Фихтер. Позже, в 1959 г., Жан-Жак Фихтер достиг самых корней Blancpain, когда переехал в квартиру, расположенную в доме Жан-Жака Бланпа, построенном в 1636 г. В устройстве, которое впоследствии стало не только самым маленьким в мире круглым механизмом, но и исключительно прочным и функциональным, несмотря на небольшие размеры, специалисты Blancpain использовали два новых, важнейших технических решения. Первым было добавление еще одного колеса в зубчатую передачу. Обычная колесная передача механических часов состоит из четырех колес, включая пружинный барабан в качестве первого колеса и заканчивая четвертым, часто называемым «секундным колесом», который приводится в движение шестерней спуска. Решение Фихтера уменьшить размер механизма без каких-либо компромиссов в отношении надежности заключалось в добавлении еще одного колеса. Без сомнения, люди, разбирающиеся в конструкции часового механизма, встанут на дыбы при этих словах. «Но ведь тогда часы будут идти в обратном направлении!» Это могло бы быть так, если бы спусковой механизм не был настроен на работу в обратном направлении. Задача была
решена.

Что гениального было в добавлении пятого колеса? Оно помогло регулировать усилие, поступающее на спусковой механизм, и это повышало стойкость всей конструкции. Вторым нововведением стала противоударная защита балансового колеса. В существовавших прежде экстрамаленьких механизмах этим важнейшим аспектом пренебрегали в пользу минимизации. Конечно, отсутствие защитного компонента делало эти калибры чрезвычайно хрупкими. На Blancpain нашли-таки способ интегрировать противоударную конструкцию в миниатюрнейший механизм часов Ladybird.

Что касается размера, это был рекорд: 11,85 мм в диаметре. Наряду с чрезвычайно малым размером механизма в целом имел место и еще один рекорд – наименьшее из существовавших балансовое колесо. Оно и вправду было настолько маленьким, что, по мнению Фихтера, только самые опытные часовые мастера могли освоить работу с ним,поскольку это самое-маленькое-в-мире балансовое колесо требовалось уравновесить22-мя золотыми мини-винтами. Помимо мирового первенства в минимиза-ции механизма Blancpain получила патент насвою заводную систему. Были предложеныдве версии механизма: калибр R55 с традици-онной заводной головкой в положении «3»часа и калибр R550 с заводной головкой собратной стороны корпуса. На самом деле,недолгое время существовали две предше-ствующие версии: калибры R52 и R520, обла-давшие частотой колебаний 2,5 Гц. Но почтисразу же эти малоэффективные, низкоча-стотные механизмы были заменены кали-брами R55 и R550, рассчитанными на 3 Гц,соответственно.

Конструкция узла завода часов и установки времени с заводной головку с обратной стороны корпуса в калибре R550 (и замененном им R520) был невероятно «умна» в своей концепции. Головка была прикреплена к колесу, которое входило в непосредственный контакт с заводным храповым колесом барабана. Зубцы этого колеса имели профиль , который обычно называют стилем Бреге. При повороте в одном направлении, они приводили в движение колесо (в данном случае, храповик барабана), с которым вступали в зацепление. При повороте же в другом направлении, зубцы проскальзывали мимо зубцов этого колеса. Таким образом головка, поворачиваемая в правильном направлении, заводила часы; поворачиваемая в неправильном направлении, она не входила в зацепление с барабаном. Когда головка выдвигалась в положение для установки времени (с помощью маленькой пружины, прикрепленной к манжете на валу), другое колесо, расположенное в механизме со стороны циферблата, приходило в движение для выполнения этой операции.

Blancpain была одной из ЛЮБИМЫХ МАРОК МЭРИЛИН МОНРО.

Название творения Фихтера – «Ladybird» — лежало на пересечении двух языков: французского и американского английского. Изначально он имел ввиду слово coccinelle, обозначающее во французском языке божью коровку. На французском оно прекрасно звучало и отражало сущность изысканных часов с их миниатюрным механизмом. Но возникла проблема перевода на американский английский. Перекатываясь на языке, французское коксинель звучит романтично и даже лирично, а вот американский вариант перевода — ladybug [лэдибаг] – не обладал ни одним из этих достоинств. Невозможно было за гортанным, клекочущим произнесением представить в воображении милейшее насекомое. Для того, чтобы решить эту непростую головоломку, Фихтер вдохновенно и глубоко изучил вопрос перевода остановился на слове, которое для американцев звучало весьма благозвучно — Ladybird, и использовалось в обоих языках.

На инновационном механизме творческий порыв не иссяк. На Blancpain придумали версию Bullet Ladybird с системой быстрой смены ремешка. Эта система впервые была инкорпорирована в дорогие часы haut de gamme. В задней крышке корпуса предусматривалась прорезь, в которую продевался ремешок. Не требовалось особой сноровки, чтобы в считанные секунды поменять один ремешок на другой. Часы Bullet Ladybird продавались с комплектом из трех разноцветных ремешков.

Продаваемые под маркой как Blancpain, так и других известных часовых и ювелирных домов, часы Ladybird пользовались огромным коммерческим успехом. После первой модели Ladybird времен Бетти Фихтер множество последующих экспортировалось в виде готовых механизмов, помещенных во внутренний корпус. По получении их «одевали» в наружные корпуса из золота, в большинстве случаев, декорированные драгоценнымикамнями. На одни из таких ювелирных часови пал выбор Мэрилин Монро.

СОВРЕМЕННАЯ линейка LADYBIRD предлагает разнообразие стилей.

Ladybird всегда оставались ЗНАКОВЫМИ ЖЕНСКИМИ ЧАСАМИ BLANCPAIN малого диаметра.

В дополнение к своим коммерческим успехам, «Божья Коровка» получила и признание критики. Сегодня Grand Prix d’Horlogerie de Genève ( Женевский Гран-при часового искусства, сокращенно GPHG) является главным ежегодным швейцарским конкурсом часов. Его предшественником был Prix de la Ville de Genève ( Приз города Женевы), оба из которых Ladybird выигрывала несколько раз. С момента своего дебюта в 1956 г. Ladybird была неотъемлемой частью коллекции Blancpain. И хотя за эти годы механизмы менялись многократно, включая переход на автоподзавод в качестве еще одного достоинства модели, Ladybird всегда оставалась знаковыми женскими часами Blancpain малого диаметра. Уловив суть того, что они собой представляют, на Blancpain в 1980-е годы как-то заметили, что «если бы Ladybird были больше, они все равно были бы слишком малы!».

Современная линейка Ladybird — коллекция самых разнообразных моделей из белого и розового золота диаметром 21,5 мм. Многие модели по безелю и циферблату декорированы драгоценными камнями – не только брил- лиантами, но и рубинами, и сапфирами. Некоторые часы могут похвастаться перламутровыми или расписанными эмалевыми циферблатами. Все модели снабжены ротором автоподзавода из платины и прозрачной задней крышкой корпуса. К 60-летней годовщине модели в качестве дополнительного женственного акцента к корпусу Ladybird были добавлены съемные и сменные самые разные подвески-шармики, оформленные драгоценными камнями: в форме сердца (вырезанного или монолитного) с бриллиантами и рубинами и, конечно же, в виде божьей коровки, декорированной бриллиантами и рубинами в технике «снежной закрепки» (serti neige). По желанию владельца подвески легко прикрепляются, снимаются или меняются, можно также прикрепить не один, а несколько шармиков. Кроме того, специальная серия к 60-летию отличается искусно вырезанным перламутровым циферблатом, инкрустированным бриллиантами, и платиновым ротором автоподзавода с бриллиантом, закрепленным в «столбиковой» технике (serti piquet), от которого отходят тонкие «солнечные лучи», словно излучаемые им. Часы комплектуются различными видами ремешков: из кожи аллигатора, телячьей кожи и атласа. По специальному заказу часы можно снабдить браслетом из телячьей кожи, дважды обвивающим запястье.

Текст: Джеффри  С.Кингстон  (Lettres de Brassus #17)
Перевод: Ирина Журавлева
Translate »